«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» В.В. Путин
Материально-техническая оснащенность образовательного процесса.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. № 831 “Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации”:
Паспорт доступности МДОУ детский сад "Теремок"
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На основании Постановления правительства РФ от 10.05.2017 №575 о предоставлении сведений об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья проанализированы условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации")
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
О специально оборудованных учебных кабинетах
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Адрес: 152830, Ярославская обл., г. Мышкин, ул. Орджоникидзе, дом 21.
Количество: 0
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Адрес: 152830, Ярославская обл., г. Мышкин, ул. Орджоникидзе, дом 21.
Количество: 0
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Адрес: 152830, Ярославская обл., г. Мышкин, ул. Орджоникидзе, дом 21.
Количество: 0
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Адрес: 152830, Ярославская обл., г. Мышкин, ул. Орджоникидзе, дом 21.
Описание: отсутствует
Количество мест: 0
Площадь: 0 м2
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: не приспособлено
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В организации отсутствуют условия доступности, позволяющие инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими, в частности:
— дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации;
— дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
— возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика);
— помощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование), по сопровождению инвалидов в помещении организации;
— возможность предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому.
О специальных условиях питания
в Учреждении организовано сбалансированное 4-х разовое питание в соответствии с примерным 10-ти дневным меню. Питание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с действующим Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020.
О специальных условиях охраны здоровья
Организации работы в детском саду строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для дошкольных образовательных организаций.
В детском саду:
• Ежедневно проводится утренний приём детей воспитателями и (или) медицинскими работниками – опрос родителей о состоянии здоровья и термометрия (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям.
• Один раз в неделю проходит осмотр детей на педикулез с регистрацией результатов осмотра в специальном журнале. Зараженных детей выводят из детского сада.
Физкультурно – оздоровительная работа в детском саду.
Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей:
• оптимизация режима дня;
• осуществление профилактических мероприятий;
• контроль за физическим и психическим состоянием детей;
• проведений закаливающих процедур;
• обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;
• формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни;
• варьирование физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
• повышение двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.
Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня:
• физкультурные занятия на улице,
• наличие в свободном доступе для детей физкультурных уголков, гимнастического оборудования,
• организация подвижных игр, физкультминуток.
• Использование корригирующих, гимнастических, спортивных игр и соревнований,
• Проведение общих сезонных и народных праздников.
Педагоги применяют в своей работе современные подходы к организации занятий физическими упражнениями.
На первом этаже здания имеется медицинский блок (кабинет врача, изолятор), полностью оснащенный медицинским оборудованием и инструментами.
К охране здоровья воспитанников также относятся следующие мероприятия:
• оказание первой медико-санитарной помощи, медицинское сопровождение врача-педиатра ГБ;
• ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в дошкольном учреждении и за его пределами;
• все кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
• в детском саду смонтированы системы охранная и речевого оповещения, приобретены переносные кнопки тревожной сигнализации, имеется металлодетектор, осуществляется контроль доступа в учреждение, имеется тревожная кнопка, организован пост ЧОП.
• для обеспечения пожарной безопасности в детском саду проводится противопожарная обработка чердачных помещений, испытание пожарных лестниц и ремонт системы АПС и УЭ, приобретен специализированный фонарь. Ежегодно проводятся электроизмерительные работы.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- самостоятельный доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих.
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой детского сада.
Одним из важных направлений в деятельности детского сада является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 2 ноутбука, все имеют выход в Интернет. Также имеется МФУ.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Доступа к электронным образовательным ресурсам у обучающихся (воспитанников) не предусмотрен.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования – не имеются. Используются все условия и средства для организации образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования. Имеющиеся в Учреждении технические средства обучения могут быть использованы для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в доступном для них объеме.
О возможности предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
ДОУ применяет электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в соответствии с утвержденными образовательными программами ДОУ с учетом возможностей и потребностей обучающихся, их психофизического состояния. Дистанционное занятие проводится в режиме online по заранее составленному расписанию.
Индивидуальные и групповые консультации родителей (законных представителей) проводятся через сообщения в группы, месенджеры, в социальных сетях и др.).
Это нужно знать
Федеральным законом от 30.12.2012 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» русский жестовый язык признается языком общения при устном применении государственного русского языка. В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.11.2018 № 13-1/10/В-9348 в 2018 году был разработан видеокурс для самостоятельного изучения основ общения на русском жестовом языке. Цель указанного видеокурса заключается в формировании базовых практических навыков общения на жестовом языке с маленькими детьми с нарушениями слуха. Видеокурс размещен на интернет-портале «Жить вместе» по ссылке http://zhit-vmeste.ru/course
Сайт государственной программы РФ "Доступная среда"http://zhit-vmeste.ru/
Видео и аудиоролики
Телевизионные и аудиоролики коммуникационной кампании «Люди так не делятся» (разработаны Минздравсоцразвития РФ в рамках программы «Доступная среда»):
Аудиоролики
Аудиоролик 1 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/audio1.mp3
Аудиоролик 2 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/audio2.mp3
Телевизионные ролики
Ролик 1 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video01.mpg
Ролик 2 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video02.mpg
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 – 2020 ГОДЫ
Федеральные документы
Приказ от 9 ноября 2015 года N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.