Страница обновлена 02.04.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок"
г. Мышкин Ярославская область

Страница обновлена 02.04.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок"
г. Мышкин Ярославская область

«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»  В.В. Путин

Приказ  Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. № 831 “Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации”:  

Паспорт доступности МДОУ детский сад "Теремок"

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На основании  Постановления  правительства РФ от 10.05.2017 №575  о предоставлении сведений об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья проанализированы условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации")

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации.

 

Территория МДОУ ограждена забором, имеются две односторонние калитки на навесных петлях с установленным на  одной них видеодомофоном, распашные ворота на жестком креплении. Территория МДОУ     асфальтирована и имеет твердое покрытие, на крыльце имеется навес, видеодомофоны при входе. Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.

Конструктивные особенности здания МДОУ  «Теремок» не предусматривают наличие подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На первый этаж имееется доступ в виде пандуса с двух сторон здания.

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

Доступ в здание образовательной организации будет обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ оборудовано 6 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта,  средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), буфетная (для приёма пищи и мытья столовой посуды), спальня, туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ и ФГОС ДО,

В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды, шкафчик для предметов личной гигиены и др. Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная верандой, песочницей, малыми формами в соответствии с возрастом.

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Объекты спорта

В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Объекты для проведения практических занятий.

кабинет учителя-логопеда

в ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Логопедический  кабинет оснащен  специальной литературой и оборудованием для развития и коррекции нарушений речи: логопедическим зеркалом,   материалами и играми по лексическим  темам; предметными и сюжетными картинками по лексическим темам; игрушками для развития правильного речевого дыхания; картотеками материалов для автоматизации и дифференциации звуков; материалами, пособиями, дидактическими играми для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (анализ, синтез, представления);  настольно-печатными дидактическими играми; алгоритмами, схемами, мнемотаблицами; играми, оборудованием для развития мелкой моторики (сухие бассейны, су-джоки, прищепки, шнуровки и др.);  шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские. Предназначен для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

музыкальный зал

предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, электронное пианино, учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

кабинет педагога-психолога (сенсорная комната)

предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностики психологической готовности ребёнка к обучению в школе и консультирования родителей. Для работы  педагога – психолога имеются: тактильная панель, тактильные сенсорные дорожки, зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами, песочный стол с подсветкой, пучок фибероптических волокон с боковым свечением, дидактические игры, пособия, игрушки)алгоритмы, схемы, мнемотаблицы; игры, оборудование для развития мелкой моторики (сухие бассейны,  су-джоки, прищепки, шнуровки и др.); материалы, пособия, дидактические игры для развития высших психических функций; методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

методический кабинет

это центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой и т.д., которые подобраны в соответствии с образовательными областями.

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, используемые в МДОУ для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. 

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Для обучающихся с ОВЗ используются индивидуальные маршруты, коррекционные занятия с учителем-логопедом, педагогом–психологом и учителем-дефектологом. Индивидуальный маршрут разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка. Основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.

Формы работы:

•    Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса детей с ОВЗ.

•    Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.

•    Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ.

•    Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность.

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В МДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МДОУ.

Оборудование и персонал пищеблока МДОУ  «Теремок» покрывают потребность воспитанников в горячем питании.

При наличии детей, имеющих рекомендации по специальному питанию, в меню-требование включают блюда для диетического питания.

Данные о детях с рекомендациями по диетическому питанию имеются в группах, на пищеблоке и у медицинской сестры. На основании данных о количестве присутствующих детей с показаниями к диетпитанию, в меню-раскладку вписывают блюда-заменители с учетом их пищевой и энергетической ценности.

Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов осуществляется администрацией МДОУ.

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду созданы все условия для охраны здоровья воспитанников инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В учреждении имеется лицензированный медицинский блок, который находится на первом этаже здания (кабинет медсестры, процедурный кабинет, палата-изолятор). Медицинское обслуживание воспитанников организовано квалифицированным медицинскими работником.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

-  мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

- осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

-  осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

 

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

Согласно СанПиН разрабатывается:

· режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.

· составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры и др.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги МДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции.

Воспитанники МДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Количество компьюторов в ДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 6 шт. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляется провайдером "РОСТЕЛЕКОМ".

Кадровое обеспечение учреждения.

1. Педагоги учреждения прошли обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В штате нет педагогов, владеющих навыками сурдоперевода и тифлосурдоперевода.

3. Не предоставляется ассистент-помощник для сопровождения инвалида.

4. Не предоставляется  тьютор для сопровождения инвалида.

5. В должностных инструкциях закреплены обязанности специалистов по сопровождению инвалидов.

6. В МДОУ есть педагоги, имеющие образование и квалификацию, позволяющее осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Состояние доступности образовательных услуг.

1.    Официальный сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).

2.    Не предоставляются образовательные услуги в дистанционном режиме.

 

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

·         дошкольное воспитание;

·         внешкольное воспитание и образование;

·         среднее общее образование;

·         среднее профессиональное образование;

·         высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Безбарьерная (или доступная) среда

в широком смысле – это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, "безбарьерная" среда – это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения, обеспечить ту самую "безбарьерную среду". 

Реализуемая в настоящее время, в нашей стране, федеральная программа помимо всего прочего также подразумевает обустройство безбарьерных  условий в детсадах. Дети – инвалиды должны посещать ДОУ наравне со своими сверстниками. Доступная среда в ДОУ – это не только возможность передвигаться внутри здания, в котором они размещены, но и  получение знаний, а также проведение досуга наравне со всеми. 

Психологическая составляющая

Несмотря на то, что дети – это «цветы жизни», они порой могут быть жестоки в отношении сверстников, чем-либо отличающихся от них. Поэтому, доступная среда в ДОУ, помимо материальной составляющей, включает в себя образовательные элементы, позволяющие развить в детях толерантность.

Не стоит забывать и о том, что доступная среда в ДОУ подразумевает проведение реабилитационных и адаптационных мероприятий. Они позволяют инвалидам вливаться в общество, и становиться неотъемлемой частью социума.

Это нужно знать

Федеральным законом от 30.12.2012 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» русский жестовый язык признается языком общения при устном применении государственного русского языка. В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.11.2018 № 13-1/10/В-9348 в 2018 году был  разработан видеокурс для самостоятельного изучения основ общения на русском жестовом языке. Цель указанного видеокурса заключается в формировании базовых практических навыков общения на жестовом языке с маленькими детьми с нарушениями слуха. Видеокурс  размещен на интернет-портале «Жить вместе» по ссылке http://zhit-vmeste.ru/course

Сайт государственной программы РФ "Доступная среда"http://zhit-vmeste.ru/

Видео и аудиоролики

Телевизионные и аудиоролики коммуникационной кампании «Люди так не делятся» (разработаны Минздравсоцразвития РФ в рамках программы «Доступная среда»):

Аудиоролики

Аудиоролик 1 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/audio1.mp3

Аудиоролик 2 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/audio2.mp3

Телевизионные ролики 

Ролик 1 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video01.mpg

Ролик 2  https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video02.mpg

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 – 2020 ГОДЫ

Федеральные документы 

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)

Приказ от 9 ноября 2015 года N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)

Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –  образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России26.09.2013 N 30038)

 Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.