г. Мышкин Ярославская область
«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» В.В. Путин
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. № 831 “Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации”:
3.12. Главная страница подраздела «Доступная среда» должна содержать информацию Требования к контенту раздела
Паспорт доступности МДОУ детский сад "Теремок"
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
· дошкольное воспитание;
· внешкольное воспитание и образование;
· среднее общее образование;
· среднее профессиональное образование;
· высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Безбарьерная (или доступная) среда
в широком смысле – это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, "безбарьерная" среда – это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения, обеспечить ту самую "безбарьерную среду".
Реализуемая в настоящее время, в нашей стране, федеральная программа помимо всего прочего также подразумевает обустройство безбарьерных условий в детсадах. Дети – инвалиды должны посещать ДОУ наравне со своими сверстниками. Доступная среда в ДОУ – это не только возможность передвигаться внутри здания, в котором они размещены, но и получение знаний, а также проведение досуга наравне со всеми.
Психологическая составляющая
Несмотря на то, что дети – это «цветы жизни», они порой могут быть жестоки в отношении сверстников, чем-либо отличающихся от них. Поэтому, доступная среда в ДОУ, помимо материальной составляющей, включает в себя образовательные элементы, позволяющие развить в детях толерантность.
Не стоит забывать и о том, что доступная среда в ДОУ подразумевает проведение реабилитационных и адаптационных мероприятий. Они позволяют инвалидам вливаться в общество, и становиться неотъемлемой частью социума.
Это нужно знать
Федеральным законом от 30.12.2012 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» русский жестовый язык признается языком общения при устном применении государственного русского языка. В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.11.2018 № 13-1/10/В-9348 в 2018 году был разработан видеокурс для самостоятельного изучения основ общения на русском жестовом языке. Цель указанного видеокурса заключается в формировании базовых практических навыков общения на жестовом языке с маленькими детьми с нарушениями слуха. Видеокурс размещен на интернет-портале «Жить вместе» по ссылке http://zhit-vmeste.ru/course
Сайт государственной программы РФ "Доступная среда" http://zhit-vmeste.ru/
Видео и аудиоролики
Телевизионные и аудиоролики коммуникационной кампании «Люди так не делятся» (разработаны Минздравсоцразвития РФ в рамках программы «Доступная среда»):
Аудиоролики
Аудиоролик 1 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/audio1.mp3
Аудиоролик 2 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/audio2.mp3
Телевизионные ролики
Ролик 1 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video01.mpg
Ролик 2 https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video02.mpg
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 – 2020 ГОДЫ
Федеральные документы
Приказ от 9 ноября 2015 года N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.